?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

...

Сколько живу, столько не могу привыкнуть к таким словам, как булошная, дожжь (дожжи). Причем, старомосковское произношение "чн" как "шн" (скушно, яишница (но скорее иишница), конешно и т.п.) считается грамотным, и мой язык так тоже поворачивается ). Но в совершенно непроизносимую категорию также входят четверьх, дьверь, лёхкый. Мало того, что непроизносимо, так еще и раздражает... А ведь я в Москве родилась, правда, в семье с рабоче-крестьянскими корнями:))
Полезла в сеть, мало чего путного нашла, но все-таки:

ОЧЕВИДНЫМ стало ещё и то, что классическое старомосковское произношение сильно сдало свои позиции. И не под влиянием нахрапистого «гхэканья», а в результате интеллигентного давления со стороны Питера. Раньше, всего каких-то 50 лет назад, речь москвича отличалась от речи ленинградца весьма существенно. Уютные московские «булошная», «дощщь», «дьверь», «высокый», «лёхкый», «попить чийку», «иди отсуда» являлись само собой разумеющимися. Ленинградцы же со своим казённым «как пишется, так и говорится» могли сколько угодно предаваться снобизму, доводя его до абсурда «шинЭли», «музЭя» и «рЭльсов» — норма всё равно была за нами.
А чопорное ленинградское сочетание «щч» в словах вроде «мущчина» вызывало комический эффект — помните, как голосом актёра Гарина сокрушался о пропаже хвоста ослик Иа-Иа в мультике про Винни Пуха: «Наверное, его кто-нибудь стащчил

Теперь же дела обстоят по-другому. Согласно лингвистическим исследованиям, старомосковская норма практически повсеместно в столице уступила питерской. Только 7% москвичей в слове «высокий» не смягчили «к», только 8% не влепили «э» оборотное в заимствованные слова вроде «шинель». А что касается некогда типично московского «дощщь», то здесь мы перещеголяли и самих жителей культурной столицы — теперь «дошть» и «под дождём» вместо «дощщь» и «под дожжём» говорят 86% москвичей и только 74% питерцев.
Сдают позиции и пока ещё обязательные «яиШница», «скуШно» и «сквореШник» — нынешнее поколение москвичей предпочитает произносить эти слова так, как пишется. Железно держатся только знаменитые московские «што» и «конеШно» — так говорит 100% жителей Москвы.

Кусок статьи отсюда

ТЕГИ:

Comments

( 50 получено — Надавать автору тумаков )
rzhevsky
Aug. 28th, 2007 09:24 am (UTC)
Странно, что не пишут процент албанского. Скрывают?
vizardis
Aug. 28th, 2007 09:29 am (UTC)
Латентный йезыг:))
das_model
Aug. 28th, 2007 09:31 am (UTC)
и первое, что подумалось после прочтения, что всю эту историю надо бы показать тем, кто сильно негодует по поводу превед-Медведа и аффтаров. По сути, превед эта лингвистическая игра, в сжатом виде содержащая в себе многолетние лингвистические процессы.
vizardis
Aug. 28th, 2007 09:59 am (UTC)
Знаешь, мне кажется, что у особо негодующих плохо с чувством юмора. Это же действительно "прикол", игра, и писать грамотно на "албанском" тоже надо уметь:) Так что факт существования такого языка меня только веселит.
Грустно становится, когда его начинают воспринимать всерьез (пользователи или слушатели - неважно), или, еще хуже, писать практически только на нем. Это раздражает неописуемо.
А я его люблю! Парочку словечек влепить в текст...)) Хорошооо...
elis_i
Aug. 28th, 2007 09:34 am (UTC)
Все так....помню бабушка говорила "маленькой", а меня даже в детстве это раздражало, и я думала, что бабушка путает что-то.....видимо влияние этих слов в 70-х годах уже заканчивалось....А ШТО и КОНЕШНО....это правда - попробуй скажи четко так "ну ЧТО тебе надо" - засмеют же))))))))
vizardis
Aug. 28th, 2007 10:01 am (UTC)
О, ЧТО говорили наши бабушки! Твоя, я так поняла, была грамотная?
Моя же даже писать не умела, была деревенская:) Так я долго не могла понять, когда уходила гулять во двор, что она от меня иногда хочет:) "Одень башлык!!" ЧТО это? Выяснилось, что капюшон!
... - elis_i - Aug. 28th, 2007 10:26 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 10:38 am (UTC) - Expand
aspmaster
Aug. 28th, 2007 09:57 am (UTC)
да, а корнями всё-равно в латинский уходит :)
Не знаю, точно ли, но как открою словарь латинского, навивают сразу смутные аналогии, хотя лингвисты говорят, что русский не произошёл от латинского.
Вот навскидку слова:
dux - вождь - дух
profanae - непосвящённый - профан
и прочие (лень сейчас за словарём лезть).
vizardis
Aug. 28th, 2007 10:03 am (UTC)
Да, согласна. Где-то я читала статью по этой теме... Увы, не помню.
vizardis
Aug. 28th, 2007 10:02 am (UTC)
Кстати, не по теме, но разницу между "одень" и "надень" не видят уже даже и теледикторы... Безобразие.
sirenevenka
Aug. 28th, 2007 10:22 am (UTC)
Не люблю, когда говорят таким образом. "мяхкый"...
"крэм-фэн-одэколон"... Хотя это уже не совсем московское произношение, я думаю..

Сама говорю "конеЧно" и "Что". Может, это и неграмотно, но ме нравится такое произношение больше... Или уж "шо" лучше сказать))))
vizardis
Aug. 28th, 2007 10:30 am (UTC)
Говорю "што". Но ужжасно люблю коверкать слова и нарочито говорить неправильно, "по-деревенски" или сленг употребить...
Ну вроде как, я знаю, что грамотная, и друзья знают, так что можно и подурковать:))))
... - sirenevenka - Aug. 28th, 2007 10:38 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 10:43 am (UTC) - Expand
... - elis_i - Aug. 28th, 2007 10:33 am (UTC) - Expand
... - sirenevenka - Aug. 28th, 2007 10:40 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 10:41 am (UTC) - Expand
... - sirenevenka - Aug. 28th, 2007 10:49 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 11:00 am (UTC) - Expand
prog_jester
Aug. 28th, 2007 10:48 am (UTC)
обожаю, когда Стоянов в Городке говорит все эти "русскый" да "вверьхь" :)
vizardis
Aug. 28th, 2007 10:56 am (UTC)
Было такое!
А сейчас "Городок" есть? Не исписался еще?
Мы просто ТВ почти не смотрим...
... - prog_jester - Aug. 28th, 2007 11:05 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 11:11 am (UTC) - Expand
roman_shebalin
Aug. 28th, 2007 03:27 pm (UTC)
даже не понимаю, из-за чего сыр-бор...
конеШно: и сквореШник, и булошная и т.д.
лично мне - все эти "ч" и прочие "грубости" весьма режут слух... я понимаю - всё это - сила привычки, но - привычка для меня - святое... :)
roman_shebalin
Aug. 28th, 2007 03:30 pm (UTC)
впрочем, порой я сознательно отлавливаю неправильнео произношение, и - меняю его на правильное. потому что - я живу в Москве - и мне это нравится! :))))
vizardis
Aug. 28th, 2007 04:30 pm (UTC)
Я прямо в восхищении!!
А у меня реальная проблема с ударениями - часто выбираю именно неправильное, ужас:( Хотя, что "звонИт" - знаю...
purpleru
Aug. 28th, 2007 06:05 pm (UTC)
У меня мама-преподаватель русского языка до сих пор говорит-акадЭмик...Никто не сказал что москвичей узнают по Аканью...А ведь опазнают...Сразу...как с листа...
vizardis
Aug. 28th, 2007 06:51 pm (UTC)
Вот я думаю, неужели только москвичи акают? А Владимирцы, например? Питерцы? То же самое вроде.
tasha_k
Aug. 28th, 2007 06:56 pm (UTC)
Московский выговор, конечно, сильно отличается от питерского:) Но говорить Что и конеЧно -это несколько чересчур:))) А вот одну мою московскую знакомую сильно обозлило употребленное мною слово "авоська". Типа, полная авоська продуктов. В Москве это слово звучит дико? Мы даже поссорились из за этого:))))
vizardis
Aug. 28th, 2007 07:01 pm (UTC)
<мою московскую знакомую сильно обозлило употребленное мною слово "авоська">

Странно. Я это слово знаю с детства, правда не употребляю, поскольку самого предмета не носила. Однако же это слово не московское, а советское - плетеная сумочка "на всякий случай", "на авось" была во всех городах. Все носили, и москвичи тоже, просто сильно раньше.
Предполагаю, что ей просто не нравится само слово, независимо от географии, такое бывает, не бери в голову.
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 07:02 pm (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 28th, 2007 07:05 pm (UTC) - Expand
... - tasha_k - Aug. 28th, 2007 08:59 pm (UTC) - Expand
purpleru
Aug. 28th, 2007 07:16 pm (UTC)
превед..медвед...а вы такие речи слышали? :"-уайтовые трузера на зипперах с файновым лэйблом на лефтовом пакете...и всего 180..." пока читаете пойду в дабл...
vizardis
Aug. 28th, 2007 07:42 pm (UTC)
Да ты видел ли тот котОн и те лэйблы?!))))
"ШузЫ теперь носят на высоком каблуке гармошкой..." (с)
purpleru
Aug. 28th, 2007 08:02 pm (UTC)
А на шузах я экономил...Покупал в Богатыре в женской секции на проспекте Мира...платформа...каблук десяточка...
vizardis
Aug. 29th, 2007 08:25 pm (UTC)
Каблук-десяточка - даже я не в состоянии на таком ковылять!
... - purpleru - Aug. 29th, 2007 08:36 pm (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 29th, 2007 08:38 pm (UTC) - Expand
... - purpleru - Aug. 29th, 2007 08:58 pm (UTC) - Expand
alex_luchin
Aug. 29th, 2007 08:18 pm (UTC)
Все это фигня по сравнению с мировой революцией! )))))
У нас московско-питерская семья. И иногда доходила до абсурда. )) Когда супруга (она из Петербурга) уточняла у свекрови, какой хлеб покупать. ))))) Пришлось мне переводить с московского на питерский. )))
А ещё мне понравилась одна история. Это не шутка, а действительная история. На 300-летие Санкт-Петербурга ожидалось большое количество москвичей в Северной Пальмире. И вот на одной из питерских радиостанций прозвучал приблизительно такой текст:
"Уважаемые петербуржцы! В связи с большим наплывом москвичей во время праздника просьба во избежание недоразумений воздержаться от употреблений слов "поребрик", "парадное" и т.д." ))))

А ещё меня умилило различие вывесок в Москве и в Питере. В Москве там где продают жареную курицу на гриле табличка "Куры-гриль", а в Питере - "Кура-гриль". Да масса различий до сих пор.

Кстати, ещё одной отличительной чертой московского языка является употребление уменьшительно-ласкательных существительных: карандашик, полосочка, улочка...
А я до сих пор говорю "булошная" ))) И не хочу переучиваться ))))
vizardis
Aug. 29th, 2007 08:24 pm (UTC)
Вот это да!! Уменьшительно-ласкательные суффиксы - только в Москве?! Может, мы просто сильно чаще их употребляем?
Но иногда это даже меня раздражает - мама моя, например, 95% существительных именно так и произносит:)) Зачем?
... - alex_luchin - Aug. 29th, 2007 08:28 pm (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 29th, 2007 08:33 pm (UTC) - Expand
... - alex_luchin - Aug. 29th, 2007 08:53 pm (UTC) - Expand
... - vizardis - Aug. 29th, 2007 08:34 pm (UTC) - Expand
... - alex_luchin - Aug. 29th, 2007 08:52 pm (UTC) - Expand
purpleru
Sep. 1st, 2007 06:47 pm (UTC)
На Невском ...Витрина обувного магазина...Надпись гласит:УНИЖЕННЫЕ ЦЕНЫ! Я фоткать...А мне питерцы:Паш!Она уже год висит...Не поняли...
vizardis
Sep. 1st, 2007 09:50 pm (UTC)
Весь год унижены?! Мне надо туда срочно!
( 50 получено — Надавать автору тумаков )

МОИ СТРАНИЦЫ

КАЛЕНДАРЬ ЗАПИСЕЙ

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

ТЕГИ

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner