?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Сразу предупреждаю: кто еще не смотрел, но собирается, не должен воспринимать фильм, как исключительно исторический или биографический, ибо увиденное не поместится ни в какие формальные рамки, и зритель расстроится. Так же неосмотрительно поступили и мы. Кто ж знал, что Рязанов окажется так хитер и обманет в ожиданиях всех сразу?

В первые несколько десятков минут мы злились на режиссера, на актеров, на реквизитора, хотели выключить эту одноразовую бредятину, но любопытство брало верх. "Конечно, это во сто крат лучше "Старых кляч", - оправдывались мы и упрямо продолжали мучиться. Чем больше мы мучились, тем яснее становилось представление о том, что же хотел сделать Рязанов, тем меньше хотелось заменить его Марком Захаровым (который поначалу лез изо всех щелей), тем легче становилось смотреть, тем более захватывало действие. И потом, мне очень хотелось сделать скриншоты к рецензии, а это признак хорошего кино. В процессе их нарезки поймала себя на мысли, что неплохо бы пересмотреть. Но рецензия получилась длинная, а это признак плохого кино:) В общем, все неоднозначно.

А раздражало много чего. 

Во-первых, главный герой. Судя по тому, что этот же актер (Станислав Рядинский) совершенно шикарно сделал Тень, он не бездарь. Но почему же он изображает 14-летнего переростка Ганса Христиана совершеннейшим идиотом и эмо? Причем ну очень гипертрофированным. Стало быть, так требовал режиссер. Это осталось непонятным. Как показывает практика, подобные идиоты с возрастом не вылечиваются, а вот в фильме зрелый Андерсен (Сергей Мигицко) уже никак не идиот. Неграмотный честолюбивый гений, девственник до конца жизни, крохобор и скупердяй, чистоплюй, все такой же абсолютный эмо, несчастный наивный романтик, но не идиот. 
Маленького же Ганса играл сын Дмитрия Харатьяна Иван. Скажем так, играл неважно, но недолго.

Во-вторых, если относиться к фильму, как к биографо-историческому, смотреть спокойно его невозможно. Ибо мой придирчивый к деталям глаз узрел столько грубых несоответствий эпохе, что я диву далась.

Герой, попав в Копенгаген в 1819 году, случайно участвует в еврейском погроме, разбивая витрину кукольного магазина. Поскольку я двинутая на всю голову на куклах, то не могла не заметить, что они все - made in China, современнее некуда. Это бы полбеды, если бы только возраст не тот, не бить же антикварные редкости, но ведь и выглядели они современно. Самое старое, что удалось увидеть - вот этот пупс из папье-маше, производства начала ХХ века и в витрине магазинчика - куклу конца XIX века с уже отколотыми деревянными пальцами. Голова была основательно замотана в чепчик, а лицо старательно не показывалось, очевидно, голова отсутствовала совсем или была "убита". И все равно, в 1819 году ничего внешне подобного и близко не было.


Сцена на катке. У героини Евгении Крюковой коньки - ну точь-в-точь, как у Навки:) Да и не только у нее.Только когда прицельно снимали ноги оркестра, к конькам догадались прикрутить нечто, напоминающее старинные загнутые железяки. 
 

Сюжет из "Свинопаса". Мало того, что к 100 принцессиным поцелуям сценаристы добавили "еще кое-что", так путь к этому "кое-чему" лежал через снимание миллиона нижних юбок. В то время как всем моим френдам уже известно, что с этим делом все было гораздо проще:)

Что-то еще, уже не вспомню. Но если не цепляться к мелочам, а считать неправильные вещи лишь символами правильных вещей, то жить можно. 

Фильм - не ровное повествование, нет, это винегрет, адская смесь, в которой на первый план поочередно прорывается то юношество Андерсена, то настоящее, то будущее, то фантазии и сказки, причем характер подачи последних никогда не повторяется - или они вплетены в естественный ход событий ("Волшебные калоши"), или они самостоятельное произведение (гротескный "Свинопас"), или спектакль в фильме ("Огниво"). Любовь там тоже есть! Безответная любовь зрелого писателя к шведской певице, превратившаяся в личный позор, а затем - в сказку о капризной принцессе. И безответная любовь горбуньи Генриетты к писателю, закончившаяся в водах Атлантики. Любовь Бога, поцеловавшего маленького Ганса и простившего человеческие грехи умершему. Любовь плотская - в ассортименте, но минующая бедного непутевого сказочника. Почему такое название - непонятно.

Очень хороша работа со спецэффектами. Они не лезут в глаза - "Смотрите! Мы угрохали на эффекты энное количество $!!" Все очень деликатно и в меру. Внезапно огоньки слетят со свечей и закружат по комнате, герой уйдет через зеркало, коляска проедет по человеку, пусть он даже Тень, в чистом небе разразится гром и ливень, оживет оловянный солдатик...

Актеры играли по нескольку ролей, причем роли перекликались друг с другом. Так, Евгения Крюкова всегда была недоступной красавицей: русской княжной или "шведским соловьем" Йенни Линд (пела в кадре сама); Алена Бабенко -  верная подруга Генриетта Вульф, жена потенциальная или же фактическая (датская королева). Кстати, Бабенко играла горбунью. Тут же вспомнилась ее работа в "Водителе для Веры", где она была хромой... Мда.
Оксана Мысина (мать) - показалось, что немного переигрывала, но это не портило впечатления. Галина Тюнина (сестра-проститутка) понравилась очень.
С ролью Копенгагена успешно справился Санкт-Петербург. Снимать в Дании не позволил выделенный бюджет.

Появление Вячеслава Тихонова в роли Господа Бога заслуживает отдельных аплодисментов. А эта фраза: "Я, как мужчина, тебя не понимаю..." Эпизодическая роль, но гениальная.
 
Ну и как всегда, фирменная рязановская фишка - режиссерское камео. На сей раз маэстро в роли гробовщика, что может быть более чем символично, ведь 80-летний Эльдар Рязанов утверждает, что этот фильм - последний. Интересно, что идея фильма появилась у Рязанова еще в 1970-х, но из-за присутствовавшей в сценарии еврейской темы тогда снимать это не разрешили. 

За музыку в фильме отвечал Алексей Рыбников. Раз я ее не помню, значит была хорошая и к месту:) 
Операторская работа очень порадовала. Пока резала капсы, сложно было выбрать картинку - все хороши.

Нельзя сказать, что попытка совместить в 180 минут вполне серьезную некарамельную биографию, мистерию а-ля Захаров, несколько чудесных сказок, фантазию на тему победы человеческих ценностей над фашизмом, перманентные слезы и сопли Андерсена разного возраста, песни и танцы любимой женщины писателя, даже кусочек "8 1/2" (такая ассоциация упорно лезла в сцене с восстающей из гроба сестрицей (кстати, привет Вию!) - вокруг гроба в одном красном белье дефилировали женщины героя, и родные, и желаемые) была сильно успешной, все-таки впечатление салата есть, но в целом получился очень качественный фильм, который можно рекомендовать к просмотру. Объять необъятное оказалось сложно, хотя команда очень-очень старалась и объяла по-максимуму своих возможностей.

Авторы сценария: Ираклий Квирикадзе, Эльдар Рязанов
Режиссер: Эльдар Рязанов
Операторы: Вадим Алисов, Евгений Гуслинский
Композитор: Алексей Рыбников
В ролях: Стас Рядинский, Сергей Мигицко, Иван Харатьян, Оксана Мысина, Галина Тюнина, Людмила Аринина, Виктория Толстоганова, Валерий Гаркалин, Лия Ахеджакова, Александр Ширвиндт, Георгий Бабенко, Олег Табаков, Вячеслав Тихонов, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, Андрей Смоляков, Екатерина Родкина, Александр Квирикадзе, Эльдар Рязанов, Владимир Кучеренко, Валерий Баринов

Интервью с Эльдаром Рязановым и отличная рецензия - очень рекомендую!

 
 
 
 
 

 
 

Comments

kostja_omega
Jun. 28th, 2008 03:02 pm (UTC)
Спасибо за рецензию, прочитал с интересом.
Фильм не смотрел, он вышел не так давно. Слышал, что он вызвал некоторые критические замечания. Но лучше, конечно, самому посмотреть... Если будут показывать по ТВ, посмотрю.
alphyna
Jun. 28th, 2008 07:47 pm (UTC)
мне он весьма понравился, кстати.
das_model
Jun. 28th, 2008 09:52 pm (UTC)
внимательно прочел - решение как-то так пришло само: посмотреть не могу. слишком колоритно... перебор, ниасилю, говоря по-русски...

МОИ СТРАНИЦЫ

КАЛЕНДАРЬ ЗАПИСЕЙ

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

ТЕГИ

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner