?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

О неграмотности

Гм... Честно говоря, не думала, что понятие "неграмотный человек" в его современном понимании и "неграмотный" начала ХХ века настолько различаются.

"К концу зимы я познакомилась на курсах еще с одним кружком, занимавшимся устройством воскресных женских школ при фабриках в Москве. Там, я узнала это, царила сплошная безграмотность среди работниц. (...) В воскресной школе наши ученицы, все взрослые, не понимали, что изображено на самых простых картинках в книге.

Например, стоит мальчик на углу улицы под уличным фонарем, около него собака. В такой картинке ничего, казалось, не было незнакомого - наши ученицы, особенно молоденькие, родились и выросли в Москве и каждый день на улице могли видеть мальчика с собакой, но ни одна из них не могла рассказать, что изображено на такой картинке. "Видите мальчика? Собаку?" - спрашивала я их. Они вертели картинку в руках и молчали. "Вот собака",- показывала я пальцем на нее. Тогда кто-нибудь восклицал с удивлением: "Никак и впрямь песик, ну скажи, пожалуйста, песик и есть..." И книга шла по рукам, и собаку на картинке узнавали.(...)

Но глаз у наших учениц развивался медленно. Так им пришлось, как малым детям, показывать "Лес" Шишкина. "Да где лес-то?" - спрашивали они. "А вот деревья, - говорила я, - сосны, вы же знаете, какие деревья бывают: ели, березы".- "Что знать-то! дерево и дерево... а еще пеньки". Это все, что они отвечали. Медвежат никто не рассмотрел. (...)

И тут я сделала еще одно открытие: большинство наших учениц, не различали оттенки красок, они знали только название черной, белой, красной, синей - и все. Когда я, помню, спросила, какого цвета платье на "Княжне Таракановой" на картине Флавицкого, они, всматриваясь в картину, сказали: "Шелковое" (должно быть потому, что они все работали на фабрике в отделении шелковых лент). "Какого цвета?" - настаивала я. "Да, кажись, красного", - раздался один робкий голос.

Когда я рассказала об этом в нашем кружке, оказалось, что многие учительницы знали о таких случаях из своего опыта. Одна кормилица, попавшая в Москву из глухой деревни, не могла привыкнуть к большому зеркалу, вставленному в стену, она хотела пройти через него, принимая свое отражение за женщину, которая шла к ней навстречу в таком же сарафане и кокошнике, как она. Другая, когда ее сняли в фотографии со своим сыном, не понимала, что это она на карточке, и не различала своего ребенка у себя на руках."

Текст отсюда: www.a-z.ru/women/texts/balmonr.htm

Это не "неграмотность", это сумрак сознания... Настоящая народная масса... Верти, как хочешь.

***
Моя полукулацкая бабушка (царствие ей небесное) умела читать по-старославянски (естественно, церковные книги). Пластинки, радио, телевизор - все это было доступно. Но при всем этом она не воспринимала иностранную речь именно как человеческую речь. И песни не на русском языке для нее не существовали в принципе: "Да они ж все немые!" - печалилась бабушка:)

ТЕГИ:

Comments

( 42 получено — Надавать автору тумаков )
zverok_ala
Jan. 16th, 2010 02:52 pm (UTC)
да-да
и моя бабушка тоже говорила - "немцы". А я когда учила английский вслух, говорила: "Ты немуешь".
такое зрение просто, да. Картинки бумажные не видят. А иконы видят и витражи. Мы зато не видим трав, колосьев, полезностей всяких... просто разные мы все:)
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:25 am (UTC)
Re: да-да
А ведь правда! Иконы-то они видят - научились.
Как тут прозвучало мнение - им это не нужно. Иконы нужны, травы нужны, а вот картинки не нужны.

Хотя насчет трав поспорю - это уже другое. Мы-то их тоже видим, только не все знаем.
Re: да-да - zverok_ala - Jan. 17th, 2010 07:28 am (UTC) - Expand
Re: да-да - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:36 am (UTC) - Expand
Re: да-да - zverok_ala - Jan. 17th, 2010 07:42 am (UTC) - Expand
opposto
Jan. 16th, 2010 03:41 pm (UTC)
глубокая и полная темнота
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:25 am (UTC)
Невероятная темнота.
karamelka_v
Jan. 16th, 2010 05:04 pm (UTC)
удивительно!!!
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:23 am (UTC)
И не говори.
svetaradkevich
Jan. 16th, 2010 05:25 pm (UTC)
я бы сказала, что сейчас есть не только безграмотные, ещё и НЕинтересующиеся... странно, но бывает. живёт человек в своей скорлупе... и фффсё... ничего не нужно более.(
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:22 am (UTC)
В общем-то да. Человеку для существования не нужно, и хорОш. Но это растительное существование, и жаль, что даже такие знакомые есть...
akiv_2
Jan. 16th, 2010 05:53 pm (UTC)
Т.е. прошлая неграмотность - это темнота, а нынешняя - помойка? Еще неизвестно, что лучше. :)
ЗЫ: Спасибо, было очень интересно читать.
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:21 am (UTC)
Да, скорее, это темнота. Просто как разнятся понятия - сейчас неграмотность это орфографические ошибки, а раньше - вона как круто.

Жаль, что там отрывки, но не нашла нигде книгу.
ex_gresinsk
Jan. 16th, 2010 06:19 pm (UTC)
Это нам кто-то рассказывал тоже.... не помню откуда знаю... а вспомнила...про телевизор, ну вот мы его смотрим и видим что по нему идет, только, потому что знаем, что там происходит... это такие фокусы сознания, нам по тв журналистике такое говорили. Ты знаешь что аборигены не видели групп христофора колумба? вождь заметил рябо воды от кораблей и несколько дней подряд ходил и смотрел на горизонт, а потом он стал думать что это такое, и сознание показало корабли, и только после того, как вождь сказал что к ним движутся корабли, то все увидели корабли Колумба
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:16 am (UTC)
Интересная версия. Но кто же рассказал белым людям про сознание аборигенов? Неужели сам вождь?

Аборигены не видели кораблей и не знали, что это такое, понятно. Но тут-то бабы видели и мальчиков, и собачек... И они их не узнают на картинках! То есть плоское изображение вообще не воспринимается.
... - ex_gresinsk - Jan. 17th, 2010 09:08 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 18th, 2010 12:14 pm (UTC) - Expand
... - ex_gresinsk - Jan. 18th, 2010 12:52 pm (UTC) - Expand
enery
Jan. 16th, 2010 06:52 pm (UTC)
Просто, если раньше можно было списать все на отсутствие элементарных условий обучения, то сейчас многие ленятся - вплоть до того, что работают себе где-нибудь спокойно в сфере обслуживания (продавцы, парикмахеры и т.д.), без высшего образования, без навыков мало-мальски грамотного письма. А зачем?..
Книжки они все равно читать не будут, а жить можно спокойно и без этого. Я не о всех говорю, безусловно, только о тех, кого знаю.
maksim_slusarev
Jan. 17th, 2010 06:29 am (UTC)
Вот я неграмотный, 11 классов образования))))
И мне это мешает?)))
... - enery - Jan. 17th, 2010 07:00 am (UTC) - Expand
... - maksim_slusarev - Jan. 17th, 2010 07:03 am (UTC) - Expand
... - enery - Jan. 17th, 2010 07:13 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:19 am (UTC) - Expand
... - maksim_slusarev - Jan. 17th, 2010 07:23 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:34 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:13 am (UTC) - Expand
... - maksim_slusarev - Jan. 17th, 2010 07:21 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:33 am (UTC) - Expand
... - maksim_slusarev - Jan. 17th, 2010 07:38 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:12 am (UTC) - Expand
... - enery - Jan. 17th, 2010 07:16 am (UTC) - Expand
... - vizardis - Jan. 17th, 2010 07:30 am (UTC) - Expand
... - pin_gwin - Jan. 17th, 2010 02:41 pm (UTC) - Expand
pin_gwin
Jan. 16th, 2010 09:17 pm (UTC)
Очень любопытная и неожиданная информация.
vizardis
Jan. 17th, 2010 07:13 am (UTC)
Я в шоке, честно.
das_model
Jan. 17th, 2010 07:12 pm (UTC)
поскольку описываемое сильно тянет на дурдом, прочел дважды - тут и стало ясно, в чем дело. а дело вот в чем: просто люди, будучи под определенным прессингом - и статусным (учитель-ученик), и общественным (простонародье-знать) элементарно не могли понять, что же от них хотят. То есть какого из множества ответов от них ждут.

я пять лет преподавал и знаю, о чем говорю. а говорю я о весьма частом затыке в общении с учеником: когда он по разным причинам просто не знает, какой из множетсва вариантов ответов подойдет учителю. И вместо ответа сидит и анализирует - да, как ни удимвительно, будучи 7 лет от роду и будучи затюканным ожиданием пятерок дома, он сидит и прикидывает, что ответить.

И вот эта дама, которую ты цитируешь, просто профнепрегодна - она так и не установила с людьми контакт, она так и не поняла того эффекта, который возник из-за пропасти между ней и этими манифактурщицами.

кстати, оказаться в такой ситуации - когда нет понимания, а что за ответ требуется, - может и оказывается кто угодно. Но взрослому проще: он более адаптирован и может отсечь вопрос контрвопросом "В смысле", "То есть", "Не понял". Тебя, к примеру, спросят: "Наташ, вот тут у тебя ноутбук, а вот интернет - это где?" - и у тебя как взрослого человека с опытом коммуникаций и без статуснго прессинга есть масса вариантов ответа вплоть до "не .бите мне мозги".

а вот у простецких теток, подавшихся на заработки, и которым на голову свалилась эта самовлюбленная просветительница вариантов ответа не было: вот они тупо и молчали, выдавливая из себя по слову.

Кстати, ответ на вопрос, что за платье, - "шелковое" выдает в них немалое знание дела. Надо все-таки не быть идиотами, чтобы по рисунку определеить, к примеру, натуральность кожи у шлепок.
vizardis
Jan. 18th, 2010 12:24 pm (UTC)
"Шелковое" в ответ на вопрос о цвете? Похоже, что все-таки выбрали наиболее подходящее слово из известных.
Ситуация, описанная тобой, понятна, сама помню ситуации "на ковре у начальника" или хотя бы в школе.
Но и версия об отсутствии навыка восприятия мне тоже нравится. Похоже, что тут есть и то, и другое. Ведь нельзя сказать, что работницы как-то зависели от этой "учительницы", поэтому всё списать на страх сказать "не то" или желание угодить барыне не получается, имхо.
... - das_model - Jan. 18th, 2010 12:45 pm (UTC) - Expand
kumir_millionof
Jan. 18th, 2010 01:39 am (UTC)
Известный прикол: африканские дикари не могут ничего увидеть на фотографии, так как не умеют воспринимать плоское изображение.
Это, собственно, не свойства ума, а навык восприятия. Ну, вроде умения слышать паузы в музыке.
vizardis
Jan. 18th, 2010 12:16 pm (UTC)
А навыки можно развить. Стало быть, это исправлялось постоянными практическими тренировками.
_ship_
Jan. 30th, 2010 08:25 am (UTC)
Да, темнота! Но это психологический момент - не видевшие картинок люди неспособны соотнести тысячу раз виденное в реальности с его же изображением. Этот феномен до сих пор у некоторых папуасов наблюдается (да простят меня жители Новой Гвинеи!).
А еще, из похожего - люди из племен в джунглях, например, практически неспособны ориентироваться в больших расстояниях. Натурально, из лесу не выходили.
Но есть и обратный эффект - общеизвестно, что чукчи различают 30 оттенков снега. Лично я - только белый и грязный :) Ну и кто тут сирый и убогий?
( 42 получено — Надавать автору тумаков )

МОИ СТРАНИЦЫ

КАЛЕНДАРЬ ЗАПИСЕЙ

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

ТЕГИ

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner