Наталья (vizardis) wrote,
Наталья
vizardis

Categories:

Страсти по полароиду

Культовый фотофетиш второй половины XX столетия, моментальная фотокамера Полароид обязана своим рождением известному изобретателю и предпринимателю, потомку одесских эмигрантов, Эдвину Лэнду (1909 - 1991), кстати, так и не получившему ни одного диплома о высшем образовании. Интересы Лэнда были широки, но особое внимание он уделял оптике и химии. Уже на студенческой скамье он проявил себя как блестящий студент, способный к научно-исследовательской работе. Но юный естествоиспытатель Лэнд разуверился в системе высшего образования, бросил в 1926 году на втором курсе Гарвард и занялся самостоятельно разработкой темы поляризационных материалов. Эта поляризация была первой, главной и единственной любовью Лэнда в жизни, ей он посвятил всю свою энергию, на нее пускал все инвестиции, какие только получалось раздобыть на стороне.

Тогда же он создал свое первое изобретение – линзу для автомобильных фар, предотвращающую слепящее воздействие на встречных водителей. Эти линзы и стала выпускать основанная им в 1932 г. маленькая фирма «Лэнд — Вилрайт Лабораториз», совладельцем которой стал Вилрайт из Гарвардского университета. После ее ликвидации в 1937 г. Лэнд основал «Полароид». Термин «полароид» был впервые придуман в 1934 г. профессором, у которого училась жена Лэнда, и это название было дано легкополяризующемуся материалу, выпускавшемуся «Лэнд — Вилрайт Лабораториз».

Задачу создания фотоаппарата, моментально выдающего фотокарточку, подсказала Лэнду в 1943 г. его трехлетняя дочурка, спросившая во время прогулки, почему он не может дать ей снимок, который только что сделал. Впоследствии Лэнд писал, что во время этой прогулки он на протяжении часа усиленно продумывал эту задачу и нашел принципиальное решение, относящееся к взаимодействию трех основных компонентов процесса и фотокамеры. Однако для доведения изобретательского замысла до практической реализации потребовались годы целеустремленной работы. В 1947 г. он продемонстрировал опытный образец, а С 1948 г. началось промышленное производство.


Именно это изобретение сделало компанию известной, но наиболее важными все-таки являются изобретения рентгеновской пленки, прибора ночного видения и т. д. К середине 1960-х примерно половина американских семей имела в собственности фотоаппарат «Полароид».

Технология процесса была разработана совместно Эдвином Лэндом и Джорджем Вилрайтом. Все секреты заключены именно в фотоматериале. Карточка состоит из нескольких слоев: защитный слой, чувствительный слой, слой проявителя, другие химические слои – всего их больше 10. Рядом находится капсула с концентрированным щелочным раствором.

Сам аппарат достаточно прост, его работа очень напоминает работу зеркальной камеры. Изображение попадает в видоискатель, отражаясь от зеркального экрана, который одовременно защищает фотоматериал от засветки. При съемке экран поднимается и карточка экспонируется. Снятая карточка протягивается через роликовый механизм, капсула со щелочью раздавливается, и жидкость смачивает все слои, что и запускает проявку. Окончательно проявка происходит уже на свету. Полностью изображение проявлется примерно за полторы минуты.


Уже и тогда качество полароидных снимков было хуже, чем снимков, полученных с помощью традиционных технологий. Но сама возможность получить готовый снимок буквально через пару минут после нажатия на кнопку казалась таким чудом, что недостатки отходили на второй план. Многие фотографы использовали Полароиды на натурных съемках для создания эскизов. Снимая на пленку, ты никак не можешь увидеть результат. Моментальные снимки позволяли примерно оценить кадр прямо на месте.

Однако, первые «полароиды», снимающие на черно-белую пленку (1950), не умели хранить изображение! Солидные во всех отношениях камеры — два килограмма веса, ценник под 100 долларов (по тем временам — страшные деньги!) — с прагматической точки зрения не выдерживали критики: пара месяцев, а зачастую и недель, и проявленные в реальном времени фотографии начинали выцветать, блекнуть, под конец полностью утрачивали изображение. «Прекрасное мгновение» Polaroid не удавалось остановить аж до 1963 года, и все это время пользователям приходилось обрабатывать фотографии специальным жидким полимером для закрепления изображения.

В 1972 году увидела свет культовая модель SX-70, на основе которой, по крайней мере визуально, строились все последующие успешные фотокамеры мгновенной съемки. SX-70 явился первым аппаратом с новым фотоматериалом и новым процессом его обработки, при котором проявка фотокарточек происходила вне основного корпуса, в специальной кассете - процесс стал абсолютно одноступенным.




Сама камера является как бы приложением к фотоматериалу. В ее разработке принимало участие несколько сторонних фирм. По внешнему виду «Поляроид SX-70» отличается от всех предыдущих моделей подобного типа. В сложенном положении он напоминает книгу размером 17,5X10X2,8 см и весом 700 г, а в раскрытом — принимает необычный вид.
Камера включается поднятием крышки. На крышке находится еще и вспышка. Единственная кнопка на корпусе - кнопка спуска, состоит из двух частей: одна снимает со вспышкой, другая без. Кроме того, есть регулировки ГРИП (60 см – 1,2 м, 1,2 м – бесконечность) и экспокоррекции.


Первоначальные технологии экспресс-обработки позволяли получать черно-белый снимок за 10 сек, цветной — за 1 мин, причем они происходили в темноте внутри камеры. Новый процесс получения цветного изображения происходит прямо на свету и занимает несколько минут. Специальный фильм-пак, позволяющий получить десять снимков форматом 8X8 см, помещается в нижней части камеры. В фильм-паке находится миниатюрная батарейка толщиной 2 мм, разработанная фирмой «Рай-о-Ван-фильм», которая является единственным источником питания всей камеры. Батарейка имеет напряжение 6 в и гарантированный срок службы 12—18 месяцев. Максимальный ток, потребляемый камерой - 1,5 А.

Фотоматериал, предназначенный для получения снимка, состоит из 17 слоев. Два наружных слоя являются защитными. Слой, обращенный в камере к объективу, при экспонировании прозрачен. За ним следуют нейтрализующий слой; слой, формирующий изображение; слои галоидного серебра, чувствительные к синему, зеленому и красному свету; слои цветного проявителя; вспомогательные и промежуточные слои. Этот многослойный материал присоединен к капсуле с вязким концентрированным щелочным раствором, содержащим двуокись титана. По окончании экспонирования специальный электродвигатель протягивает фотоматериал между роликами, капсула раздавливается, и раствор смачивает все слои. При экспонировании в трех светочувствительных слоях образуется скрытое фотографическое изображение. В окрашивающих слоях скрытое изображение переходит в видимое. В неэкспонированных участках этого не происходит и непрореагировавшие реагенты диффундируют к белому подслою двуокиси титана, являющемуся подложкой для цветных слоев. Возможность обработки фотоматериала на свету достигается применением особого наружного слоя, прозрачного в первоначальном состоянии. При экспонировании прозрачный слой пропускает лучи, формирующие изображение объекта, на светочувствительные слои. По окончании экспонирования электрвмоторчик перемещает фотоматериал наружу из камеры. При этом сперва раздавливается капсула с проявляющим раствором. Сразу после смачивания слоя раствором с высокой концентрацией ионов водорода он становится непрозрачным. При завершении экспресс-обработки, когда концентрация ионов водорода уменьшается, слой вновь обретает прозрачность, и взгляду фотографа предстает готовый цветной снимок.

Наконец, Эдвин Лэнд зарегистрировал свой пятисотый патент, прописался в Национальном музее славы изобретателей и ушел на заслуженный отдых в 1982 году. В 1980-м его лишили кресла Председателя Совета директоров, а затем вынудили покинуть компанию. Лэнд так и не смог смириться с нанесенными ему обидой и оскорблением. Уйдя в отставку, он потерял к «Полароиду» всякий интерес, продав все свои акции компании. Он даже не присутствовал на праздновании 50-летнего юбилея компании Polaroid, пышно отмечавшегося в 1987 году.
  

Вместо того чтобы увести Polaroid с угасающего рынка аналоговой фотографии, новое руководство форсировало производство, которое, судя по всему, соответствовало его пониманию технологии: одноразовые фонарики, алкалиновые батарейки, новые модели солнцезащитных очков... Цифровые разработки задвинули в ящик и в очередной раз сосредоточились на аналоговом core business. Финал оказался закономерным: осенью 2001 года Polaroid обанкротилась — во многом усилиями новых управленцев. Тем не менее Polaroid в 1996 году в числе первых компаний на рынке умудрилась разработать собственную цифровую фотокамеру массового потребления, доступную по цене и размерам.

Сотрудникам компании это не понравилось, и вместо того, чтобы уйти на покой, 12 бывших менеджеров завода по производству кассет "полароида" организовались и решили не ставить крест на предприятии, которое верой и правдой служило людям (и приносило прибыль собственникам) много лет. Они запустили проект воскрешения старой идеи (не надо пугаться, существует же сегодня и "ломография", и вообще пленочная фотография, как таковая, просто "полароид" вскоре станет бок о бок с ними) и перезапуска завода в Нидерландах, который будет производить... все те же кассеты с быстро проявляющимися фотоснимками, без использования цифровых технологий (которыми начинал было заниматься Polaroid) - все та же старая аналоговая техника, которая так характерна для снимков "полароид".

В 2005 году Флориан Кэпс (между прочим, доктор биологических наук), занимавшийся продажей в интернете пленок и аксессуаров Polaroid, основал интернет-магазин и фотохостинг Polanoid.net. В июне 2008 года он посетил церемонию закрытия фабрики в Энсхеде, где встретил Андре Босмана, местного главного инженера, который сообщил предпринимателю, что все оборудование стоимостью 130 миллионов долларов находится в прекрасном состоянии. «После этого мы перестали пить пиво - увы, потому что голландское пиво очень вкусное - и начали деловой разговор», - вспоминает Флориан Кэпс.

Проект получил название The Impossible Project, что характеризует сложность поставленной задачи - восстановить производство пленки для моментальных снимков.


Взявшись за Impossible Project, Флориан Кэпс и его голландские соратники руководствуются тем, что цифровой шторм, убивший аналоговую технику, открыл новые ниши для бизнеса. «Если все бегут в одном направлении, это создает рынки на других», — говорили они в интервью газете «Нью-Йорк таймс» два месяца назад. Идея такая. По фантастическим оценкам, на руках у населения планеты 1 млрд. полароидных камер. Запасы пленки к ним на исходе. План на декабрь 2009 г. - начать ежегодное производство 100 млн кассет для старых камер под новой торговой маркой.

Инвесторы поверили энтузиазму Кэпса и вложили в проект 2 миллиона фунтов стерлингов (около 3,2 миллиона долларов). Кэпс арендовал на 10 лет здание бывшей фабрики Polaroid в голландском городе Энсхеде, нанял 9 бывших сотрудников компании и выкупил производственное оборудование. Его партнером стал Андре Босман, работавший на фабрике главным инженером.
Ситуация осложняется тем, что в Энсхеде производили только фотопленочные кассеты, а реактивы, вовлеченные в процесс печати снимков, изготавливались в США. Когда компания Polaroid заполнила склады химикатами, производственные линии были демонтированы. С тех пор прошел не один год. Разыскать техническую документацию не удалось... Но несмотря на это оборудование фабрики удалось запустить.

В январе 2009 г. стартовала разработка новой пленки. Ею занимается расположенная в Англии компания по производству материалов для фотопечати Ilford. Планируется создать пленку, которая будет совместима как с классической моделью Polaroid SX-70, снятой с производства в 1977 г., так и с более новой линейкой Polaroid 600. В проекте участвуют одиннадцать сотрудников Polaroid, работавших на фабрике в Амстердаме.
Кэпс и его команда смогли восстановить технологии и уже получили первые стабильные снимки. Теперь они уверены, что смогут запустить производство первых карточек для создания моментальных черно-белых фотографий в начале 2010 года. Именно тогда текущие запасы пленки иссякнут. Новая пленка будет выпускаться под маркой Impossible в честь названия проекта.

Энтузиасты считают (и совершенно справедливо), что любовь к ретрофотографии по-прежнему живет в сердцах людей, не признающих доводку изображений, будь то простая ретушь или Photoshop. Компания Polaroid, отказавшись от бизнеса, поспешила как минимум на одно десятилетие. По миру разбросано около миллиарда фотоаппаратов Polaroid. Неизвестно, какое количество устройств находится в рабочем состоянии, а какое пылится на антресолях, но в 2007 году фабрика в Энсхеде отгрузила 30 миллионов упаковок, а в первой половине 2008-го — 24 миллиона.

Компания собирается вернуть фотоаппараты, печатающие моментальные фото, возрождение начнётся с новой модели Polaroid PIC 1000.
Что примечательно, фотоаппарат Polaroid PIC 1000 частично сохранит ретро-дизайн старых добрых фотоаппаратов моментальной фотографии Polaroid. Фотографии будут распечатываться с белыми классическими полями, на пленке Polaroid Color 600.


Фотоаппараты Polaroid PIC 1000 должны поступить в продажу в конце 2010 года, и по вполне доступной цене - около 100 $.


Кроме того, воскресить славу Polaroid решила и компания Summit Global Group, только теперь фото "быстрого приготовления" базируется на современных технологиях: сам аппарат цифровой, а в его корпус встроен миниатюрный фотопринтер.
Полноцветный отпечаток размером 2 х 3 дюйма (5 х 7,6 см) выползает из Pogo менее чем через минуту после собственно "вылетания птички".

Новые фотоаппараты будут печатать снимки размером 4×3 дюйма, по технологии Zero Ink от ZINK Imaging, которая сейчас используется в принтерах моментальной печати PoGo. Summit Global планирует вывести их на рынок уже в 2010 году. 

Polaroid, который давно уже корректнее писать "полароид", причем именно с маленькой буквы в ближайшем будущем ждет реинкарнация. Компания, благодаря отвратительному, но специфичному качеству своих фотографий и потрясающе быстрой их печати, за долгие годы успешной работы добилась таких успехов, которые даже не снились никому из его сегодняшних преемников или конкурентов, тем более, что таковых сегодня нет.

Источники:
allfaces.ru/
foto.ograf.ru/2008/03/15/100
business-magazine.ru
www.the-impossible-project.com/
focused.ru/3853
blogdevice.ru/foto-video/fotoapparat-polaroid.html
culture.compulenta.ru/428869/
www.prooptiku.ru/index.php
Tags: винтаж, железки, занятно, фотопроцесс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments