?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В субботу 29 июня ходили в ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку "Щукин. Биография коллекции". К слову сказать, было ооочень холодно, шел дождь, электронных билетов уже не было, простояли в очереди 1 час!! Приятное - волонтеры музея бесплатно раздавали горячий чай и кофе! Вот спасибо!
Здесь фото сделано после всего, когда вход в музей закрылся и очереди уже нет. На деле все пространство за колоннами было занято людьми в два ряда.
Билет - 600 руб. Вход до 18:00, выставка открыта до 20:00. До 15 сентября.

Сказать, что мне понравилось, - это ничего не сказать. Мы ходили 4 часа. Мне не хватило еще часа. Поэтому два последних зала прошли в ускоренном темпе без зависания перед картинами. Но даже если и был этот час, то мозг был перегружен впечатлениями выше крыши, и впихнуть в него невпихуемое было все равно сложно. Особенно кубистический период Пикассо:)
20190629_191755_s

Подробности о выставке на сайте музея: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/shchukin/index.php?lang=ru
По сути, сейчас собрана именная коллекция, тогда как обычно эти экспонаты демонстрируются в разных залах ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаже, Русском музее, Государственном историческом музее, а также в некоторых других.

Очень рекомендую купить книгу Наталии Юрьевны Семеновой "Щукин. Биография коллекции" (продается в музее - 2300 руб., в книжном магазине - 2600 руб.). Это не каталог выставки, тут есть работы из собрания С.И. Щукина, которых нет на выставке. И нет экспонатов коллекций его старших братьев. В книге множество архивных документов, фотографии залов особняков с картинами, биография семьи, хронология коллекции, комментарии к картинам и обстоятельствам их покупки.


На выставке не только живопись, но и предметы декоративно-прикладного искусства - мебель, ткани, парфюмерные флаконы (немного), посуда. Фактически коллекцию собирали четыре брата: старший Петр, Дмитрий, Иван и младший Сергей. Купцы Щукины были весьма состоятельны и любопытны до искусства и скупали все прекрасное. Торговый дом "И. В. Щукин с Сыновьями" торговал тканями, платками, бельем и одеждой и был крупнейшим покупателем продукции российских ткацких фабрик.

Начал собирательство предметов старины и искусства старший Петр Иванович. Он собрал коллекцию восточных и российских древностей, скупая предметы буквально партиями, выстроил дом-музей "в русском стиле" на Малой Грузинской улице, д.15. В 1895 г. музей был открыт для всех желающих. Ныне это здание занимает Государственный Биологический музей имени К. А. Тимирязева.
В 1905 году Петр Щукин передал в дар городу всю коллекцию из 40 тысяч предметов и капитал на ее содержание. Коллекция стала именоваться Музеем  П. И. Щукина и вошла в состав фондов Российского исторического музея.

Дмитрий Иванович Щукин относился к собирательству осторожно, выискивал у европейских антикваров достойные с гарантированным провенансом и собрал вполне приличную коллекцию. Публичности он не любил, и все экспонаты располагались у него в особняке в Староконюшенном переулке.

Сергей Иванович Щукин занялся собирательством позже братьев, однако за 20 лет успел купить около 300 работ. Его страстью стало новое французское искусство - импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты. Практически все самое лучшее он увозил в Россию, даже незаконченные работы. Сегодня его коллекция стоила бы порядка 5 миллиардов долларов. Позволю себе процитировать Н. Ю. Семенову:
"<...> наш герой родился в дореформенные 1850-е, учился в пореформенные 1860-е, стажировался за границей в 1870-е, вошел в семейное дело в 1880-е, стал покупать импрессионистов в 1890-е, Гогена и Матисса - в 1900-е, Дерена и Пикассо в 1910-е, а умер в Париже за несколько лет до начала Второй мировой войны.

"Феномен Щукина" - это одновременно феномен русского купечества, слухи о дремучести которого сильно преувеличены. Разговоры о "темном царстве" и отце-невежде - не про братьев Щукиных, которые выросли в богатейшей, прозападно ориентированной купеческой семье, учились в Европе, знали языки, разбирались в искусстве и состояли в близком или дальнем родстве со всей московской денежной аристократией второй половины XIX века."


"К "пройденному Сергей Иванович никогда не возвращался: если "отлюбил" художника, то "отлюбил" навсегда. Поэтому один из критиков и называл его собрание историей его увлечений."

В ноябре 1917 С. И. Щукин решает передать собрание в Музей изящных искусств. В 1918 жена и младшая дочь Ирина, а позже и сам Сергей Иванович, с фальшивыми документами уезжают из Москвы, а в 1919 въезжают во Францию.
В ноябре 1919 в квартире Д. И. Щукина в Староконюшенном пер. открывается Музей западного искусства. Дмитрий Иванович получает "охранную грамоту", назначается младшим помощником хранителя своего собрания и экскурсоводом. В 1928 он будет выселен из своей комнаты.
В 1920 открывается Первое отделение Музея нового западного искусства с коллекцией С.И. Щукина (ГМНЗИ). Экскурсии по нему водит его дочь Екатерина Сергевна Келлер. В 1922 она с мужем и шестью детьми, используя свое латвийское гражданство, переедут в Германию в Дрезден. Затем в 1924 - во Францию.

В 1928 коллекции Морозова (Второе отделение ГМНЗИ) и Щукина сливаются вместе, в последнем каталоге ГМНЗИ их имена скрыты за инициалами "М" и "Щ". В 1930 часть коллекции перевозится в Эрмитаж. В 1948 коллекция разделяется между ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажем. Работы Пикассо и Матисса чудом уцелели, т.к.  считались недостойными для строителей коммунизма и были отправлены в запасники. Со смертью Сталина и началом "оттепели" эти картины вернутся в экспозицию. В 1981 имя Сергея Щукина впервые будет указано в качестве приобретателя работ и коллекционера живописи.

Покажу немного из понравившегося, мини-обзор. Вообще почти все понравилось, кроме того, что совсем не моё - восток, сабли разные, кованые вещи, религиозная тематика.

1. Поль Эллё. "Дама в белом" (фрагмент). Вторая половина XIX - первая треть XX века.
20190629_164014_s

2. Семйн Акимович Мурзин. "Усадьба Ордо-Никольское Мицкевичей в Старицком уезде Тверской губернии. Вид в парке на пруд, беседку и дом". 1843
20190629_164456_s

3. Фрагмент. Смотрите: лодочка утонула!
20190629_164523_s

4. Пьер-Огюст Ренуар. "Обнаженная". 1876.
20190629_165228_s

5. Николай Иванович Подключников. "Кусково". Акварель. 1839.
20190629_165441a_s

6. Фрагменты.
20190629_165406_s
7.
20190629_165412_s

8. Хендрик Аверкамп. "Катание на коньках". 1620. Фрагмент.
20190629_171033_s

9. Виллем Калф. "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины". Ок. 1660. Раковина прямо светится.
20190629_171644_s

10. Как прописан бокал, какое стекло и блики!
20190629_171644_scr

11. Никола Ланкре. "Портрет дамы в саду". Конец 1730 - начало 1740-х. Фрагмент.
20190629_172805_s

12. Жан-Батист Реньо. "Туалет Венеры". 1780-е. Фрагмент.
20190629_173316_s

13. Клод Моне. "Сирень на солнце". 1872-1873.
20190629_173909_s

14. Эль Греко. "Кающаяся Мария Магдалина". 1576-1577.
20190629_174103_s

15. Альфред Сислей. "Городок Вильнёв-ла-Гаренн". 1872.
20190629_174339_s

16. Гюстав Курбе, "Хижина в горах", ок. 1874.
20190629_174529_s

17. Стена Клода Моне.
20190629_174738_s
18.
20190629_174742_s

19. Клод Моне. "Завтрак на траве". 1866.
20190629_175113_s

20. Фрагмент.
20190629_175235_s

21. Эдгар Дега. "Голубые танцовщицы". Ок. 1898.
20190629_180900_s

22. Эдгар Дега. "Танцовщицы на репетиции". 1875-1877.
20190629_180923_s

23. Стена Поля Гогена.
20190629_181930_s

24. Поль Гоген. "Сбор плодов". 1899.
20190629_182034_s

25. Поль Гоген. "Королева (Жена короля)". 1896.
20190629_182047_s

26. Поль Сезанн. "Фрукты". 1879-1880.
20190629_182459_s

27. Анри Матисс. "Статуэтка и вазы на восточном ковре". 1908.
20190629_183420_s

28. Пабло Пикассо. "Испанка с острова Майорка". 1905.
20190629_184137_s

29. Пабло Пикассо. "Свидание". Ок. 1900.
20190629_184309_s

30. Пабло Пикассо. "Любительница абсента". 1901.
20190629_184253_s

31. Анри Руссо. "Вид парка Мансури". 1910.
Ну да, наив. Все равно забавно, что заборы имеют перспективу (хотя здание совсем плоское), а фигурки людей одинаковые по высоте: как на заднем плане, так и на переднем. Как игрушки.
20190629_185618_s

Единственный минус собственно выставки: подписи к картинам объединены в блоки, картины пронумерованы. Так что приходилось бегать искать нужные подписи, что отнимало время и отвлекало. Удобнее, когда картины подписаны отдельно каждая. Возможно, не успели?
Ну и гардероб был переполнен, пришлось куртки и мокрые зонты засунуть в сумки, в верхней одежде в залы не пускают. Очень маленький гардероб, как же зимой люди ходят?

Comments

lisovin_from_sp
Jul. 1st, 2019 09:47 am (UTC)
Наташа, какое счастье, что это всё у нас, в России. Большинство картин знаю с детства по репродукциям. В музее тоже видела их, но уже взрослой. Впечатляет.
vizardis
Jul. 1st, 2019 10:31 am (UTC)
Да! Обязательно сходите. В контексте колеекции одной семьи очень впечатляет. В музеях разбросано все по залам, иначе смотрится.

Edited at 2019-07-01 10:31 am (UTC)
lisovin_from_sp
Jul. 1st, 2019 04:57 pm (UTC)
Наташа, постараемся сходить.
magda_erik
Aug. 31st, 2019 07:34 am (UTC)
Красота какая!!!
Спасибо, что поделилась!
Испанка с Майорки такая волшебная... В голову бы не пришло, что мне Пикассо может понравиться)))
vizardis
Sep. 1st, 2019 12:35 pm (UTC)
Ага, Испанка волшебная, я не видела ее раньше.

МОИ СТРАНИЦЫ

КАЛЕНДАРЬ ЗАПИСЕЙ

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

ТЕГИ

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner